Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"

English version




Выполнение государственных функций


 РОСАТОМ » Реализация стратегии » Обеспечение реализации государственных приоритетов при выполнении государственных полномочий в установленной сфере деятельности » Выполнение государственных функций



Татьяна Ельфимова
Статс-секретарь, заместитель генерального директора по обеспечению государственных полномочий и бюджетного процесса

– Каковы основные результаты законодательной деятельности в отчетном году? Как изменение законодательной базы влияет на деятельность Госкорпорации «Росатом»?

– Основным событием законопроектной деятельности «Росатома» в 2013 году стало принятие Федерального закона № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Этот закон позволил законодательно определить систему управления ядерным оружейным комплексом страны, в том числе закрепить особый статус организаций ядерного оружейного комплекса – в законе закреплено понятие «федеральные ядерные организации» и порядок присвоения унитарным предприятиям этого статуса.

Кроме того, закон устранил временную неопределенность в отношении статуса Госкорпорации «Росатом» и в то же время подтвердил «правильность» выбранного подхода государственной политики в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов и организаций, осуществляющих эксплуатацию судов атомного ледокольного флота.

С принятием этого закона завершился переходный период деятельности. Теперь за Корпорацией закреплены на постоянной основе полномочия, которыми она была наделена в переходный период:

  • главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета;
  • государственного заказчика государственного оборонного заказа в установленной сфере деятельности, государственного заказчика государственных программ в области обороны и безопасности;
  • государственного заказчика долгосрочных целевых программ.

В прошлом году также была проведена серьезная работа по нормативному правовому урегулированию вопросов стандартизации и аккредитации продукции (работ, услуг). Приняты соответствующие постановления Правительства РФ, которые позволили начать формирование единой системы аккредитации и стандартизации в области использования атомной энергии, отвечающей современным реалиям.

В части инфраструктурных изменений, касающихся деятельности Корпорации хотелось бы выделить изменения, внесенные в Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с которыми за Корпорацией закреплено право разрабатывать и принимать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, а также право оказания услуг в электронной форме.

Указанные изменения позволили позиционировать Госкорпорацию «Росатом» в действующей нормативной правовой базе как полноправного участника (наравне с федеральными органами исполнительной власти) при предоставлении госуслуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе использование единого портала государственных и муниципальных услуг и межведомственного информационного взаимодействия.

– Какие задачи являются приоритетными в 2014 году и среднесрочной перспективе по реализации Корпорацией государственных функций?

– Будут продолжены работы по синхронизации законодательства в области использования атомной энергии с учетом ее специфики и особенностей с изменениями законодательства общей юрисдикции и, конечно, развитие самого законодательства в области использования атомной энергии.

2.3.1.1. Вклад деятельности Госкорпорации «Росатом» в реализацию «майских указов» Президента РФ

Табл. Влияние реализации государственной программы по развитию атомного энергопромышленного комплекса в период 2012–2013 годов на достижение показателей, заданных указами Президента РФ от 07.05.2012

Указ Президента РФ Показатели, установленные указами Оценка влияния госпрограммы*
«О долгосрочной государственной экономической политике» (№ 596) Создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году В 2013 году в атомной отрасли создано 6218 рабочих мест, на 8 % больше, чем в предыдущем году.
Увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 % ВВП к 2015 году и до 27 % к 2018 году Увеличение объема инвестиций в атомной отрасли осуществляется преимущественно за счет инвестиций в развитие атомной энергетики и модернизацию и расширение научно-технической, производственной и ресурсной базы атомной отрасли. В 2013 году отношение объема инвестиций к выручке предприятий составило 27 %.
Увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года Удельный вес инновационной продукции и услуг в общем объеме продаж атомной отрасли в 2013 году составил 13 %, что превышает показатель 2011 года (9,9 %) в 1,3 раза.
Увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года Производительность труда в атомной отрасли в 2013 году превысила уровень 2011 года в 1,29 раза.
«О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (№ 599) Увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), до 2,44 % Значение показателя госпрограммы «Количество публикаций в рецензируемых мировых изданиях в области использования атомной энергии (в год на 100 исследователей и разработчиков») в 2013 году составило 8,5 ед. – на 29 % больше, чем в 2011 году.
* Оценка проводится в соответствии с показателями «Дорожной карты» по выполнению и реализации поручений, изложенных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012, утвержденной перечнем поручений генерального директора Госкорпорации «Росатом» от 28.09.2012 г.

2.3.1.2. Нормативно-правовая деятельность

Интенсивное развитие атомной отрасли и расширение сферы использования ядерных технологий требуют серьезного совершенствования законодательной базы.

В рамках взаимодействия Госкорпорации «Росатом» с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в течение 2013 года в режиме постоянного мониторинга находилось более 180 законопроектов, подготовлены и внесены поправки в 7 законопроектов. Все поправки были приняты.

В 2013 году принят Федеральный закон от 02.07.2013 № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который:

  • законодательно определил систему управления и развития ЯОК на долгосрочный период;
  • завершил переходный период деятельности Корпорации, а также закрепил на постоянной основе полномочия Корпорации, которыми она была наделена в переходный период.

В 2013 году было принято 11 Федеральных законов и большое количество нормативных правовых актов, в том числе направленных на реализацию норм указанных федеральных законов.

В 2013 году группой авторов под редакцией Т. Л. Ельфимовой (Госкорпорация «Росатом») был издан комментарий к Федеральному закону от 21.11.1995 «Об использовании атомной энергии», который иллюстрирует громадный этап технических и организационно-правовых изменений, произошедших в атомной отрасли за последние несколько лет.


2.3.1.3. Распределение бюджетных средств и реализация ФЦП в 2013 году

Госкорпорация «Росатом» осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС), что предполагает реализацию функции бюджетного учета имущества государственной казны РФ. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с действующими нормами бюджетного законодательства и нормативно-правовой базой главного распорядителя бюджетных средств. Бюджетному учету в первую очередь подлежат ядерные материалы, находящиеся исключительно в федеральной собственности, в том числе государственный запас специального сырья и делящиеся материалы.

Одновременно Госкорпорация «Росатом» наделена связанными полномочиями главного администратора доходов бюджета, в том числе от реализации на экспорт низкообогащенного урана.

Осуществление Корпорацией полномочий ГРБС повышает уровень контроля Министерством финансов РФ и Счетной палатой РФ за расходованием бюджетных средств, а также увеличивает эффективность управления бюджетными средствами.

Информацию о выполнении государственных функций см. также в отчете Госкорпорации «Росатом» Правительству РФ.

Средства федерального бюджета, полученные Госкорпорацией «Росатом» в 2013 году, млрд рублей

Виды расходов Объем фактически полученных средств, млрд руб.
Федеральный бюджет, всего 145,3
в том числе:
Имущественный взнос 81,6
Объем бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП 29,7
в том числе:
Взнос в уставный капитал 1,1




Предыдущая
страница
 
Следующая
страница