Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"

English version




Атомный ледокольный флот


 РОСАТОМ » Реализация стратегии » Обеспечение реализации государственных приоритетов при выполнении государственных полномочий в установленной сфере деятельности » Атомный ледокольный флот



2.3.3.1. Характеристика атомного ледокольного флота

По состоянию на 31.12.2013 в состав действующего флота входило 4 атомных ледокола. Атомный ледокол «Советский Союз» находится в эксплуатационном резерве, принято решение о его восстановлении к зимней навигации 2017–2018 гг. Также принято решение о возвращении в строй атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть». В отстое находятся 3 атомных ледокола. Атомный ледокол «Ленин» функционирует как музей.

2.3.3.2. Результаты 2013 года

Обеспечение проводок судов и грузоперевозок по трассам Северного морского пути и Балтийскому морю

В 2013 году атомный ледокольный флот Госкорпорации «Росатом» обеспечивал грузопоток и аварийно-спасательные мероприятия в акватории Северного морского пути (СМП), замерзающих северных морях и устьях рек. По регулируемой деятельности, оплачиваемой по тарифам федеральной службы по тарифам (ФСТ), выполнена 151 проводка судов с грузом и в балласте в/из портов, расположенных в акватории СМП, транзитных проводок, включая проводку судов в Обскую губу с грузом для строительства порта «Сабетта» ОАО «Ямал СПГ» и проводку каравана кораблей ВМФ по договору с Министерством обороны РФ.

В июне 2013 года успешно проведена спасательная операция российских полярников с дрейфующей научной станции «Северный полюс-40» в водах Северного Ледовитого океана.

Объем грузоперевозок по трассам СМП, тонн

Обеспечены транзитные рейсы из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. За время летне-осенней навигации 2013 года выполнена 71 транзитная проводка судов, в том числе 25 судов под иностранными флагами (в навигацию 2012 года – 46 аналогичных транзитных проводок, в том числе 28 судов под иностранными флагами). Всего в акватории СМП в восточном и западном направлении транзитными судами перевезено 1356,0 тыс. т различных грузов. Объем транзитного грузопотока в 2013 году по сравнению с 2012 годом (1261,0 тыс. т) увеличился на 7,5 %.

Одним из важнейших событий отчетного года стала операция по ледокольной проводке 10 боевых кораблей и судов Северного флота во главе с тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий» четырьмя атомными ледоколами через труднопроходимые районы в проливе Матисена и на подходах к проливу Бориса Вилькицкого.

В отчетном году атомный ледокольный флот также поддерживал зимнюю навигацию на Балтийском море. С февраля по апрель 2013 года атомный ледокол «Россия» обеспечил безопасную проводку 355 судов.

Строительство новых ледоколов

В 2013 году продолжилось строительство головного универсального атомного ледокола нового поколения. Были выполнены следующие работы:

  • закладка судна на стапеле с оформлением свидетельства о закладке в ФАУ «Российский морской регистр судоходства»;
  • разработка конструкторской документации и начало изготовления и монтажа секций на стапеле;
  • регистрация судна в реестре строящихся судов, получено свидетельство о праве собственности РФ;
  • заключение договоров на изготовление и поставку основного оборудования, закупку материалов, оказание услуг, в том числе на поставку реакторной установки РИТМ-200 с ОАО «ОКБМ Африкантов», изготовление паротурбинной установки (ПТУ) с ЗАО «Завод «Киров-Энергомаш», поставку комплекса системы электродвижения в ФГУП «Крыловский государственный научный центр»;
  • выбор поставщиков оборудования и заключение договоров с поставщиками и субподрядчиками.

В августе 2013 года вышло Постановление Правительства РФ об осуществлении бюджетных инвестиций в строительство двух серийных универсальных атомных ледоколов. В ноябре 2013 года объявлен конкурс на право заключения государственного контракта на строительство серии из двух атомных ледоколов.

Результаты по обеспечению ядерной и радиационной безопасности

В октябре 2013 года ледокол «50 лет Победы» провел уникальную операцию по доставке олимпийского огня на Северный полюс. Было установлено два новых рекорда: впервые ледокол совершил путешествие на Северный полюс в условиях полярной ночи и за рекордное время в пути: 91 час и 12 минут понадобилось ледоколу, чтобы добраться из Мурманска в самую северную точку планеты.

В 2013 году:

  • в рамках безвозмездной технической помощи, оказываемой и финансируемой правительством Норвегии, приобретено оборудование для лаборатории радиационного технологического контроля и лаборатории химического водного контроля;
  • произведено определение активности и паспортизация 116 контейнеров с кондиционированными ТРО;
  • выполнена диагностика программно-технического комплекса СРК Феникс а/л «50 лет Победы»;
  • на борту плавучей технической базы «Лепсе», находящейся на территории СРЗ «Нерпа», установлен пост контроля гамма-фона с выводом показаний в СРК ФГУП «Атомфлот»;
  • разработаны и направлены на согласование:
    • проект «Обоснования нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух на ФГУП «Атомфлот»,
    • проект «Обоснования нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ ФГУП «Атомфлот» в водный объект (Кольский залив Баренцева моря)».

Результаты по обеспечению экологической безопасности

В области реализации природоохранных мероприятий приоритетными для атомного ледокольного флота являются разработка и проведение работ по минимизации негативного воздействия на окружающую среду в части, касающейся сокращения поступлений вредных веществ в окружающую среду (сбросы сточных вод в акваторию Кольского залива Баренцева моря, выбросы в атмосферу, размещение отходов производства и потребления).

ФГУП «Атомфлот» награждено дипломом правительства Мурманской области за активное участие в природоохранных мероприятиях в рамках Года охраны окружающей среды.

В 2013 году была актуализирована Экологическая политика ФГУП «Атомфлот». В отчетном периоде было проведено 17 различных мероприятий по обеспечению экологической безопасности.

2.3.3.3. Планы на 2014 год и среднесрочную перспективу:

  • обеспечение безопасного содержания объектов, связанных с использованием атомной энергии,
  • выполнение программы продления ресурса атомных ледоколов до 175–200 тыс. часов,
  • обеспечение ледокольной проводки судов в акватории СМП и в замерзающих портах России,
  • модернизация ремонтно-обслуживающей базы флота,
  • утилизация выведенных из эксплуатации атомных ледоколов, отработавших свой ресурс, и судов АТО.




Предыдущая
страница
 
Следующая
страница