Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"

English version




Решение накопленных проблем «ядерного наследия»


 РОСАТОМ » Реализация стратегии » Комплексное решение накопленных проблем ядерного наследия и обеспечение ядерной и радиационной безопасности » Решение накопленных проблем «ядерного наследия»



Олег Крюков
Директор по государственной политике в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО

– В последние годы Госкорпорация «Росатом» предпринимает серьезные усилия для решения проблем «ядерного наследия». Насколько эффективно, на Ваш взгляд, решались проблемы «наследия» в 2013 году? В чем основные результаты года?

– Если оценивать ситуацию в целом, то основной результат нашей работы – достижение экономической эффективности при реализации работ по объектам «наследия». Нам удалось в 3-4 раза снизить удельную стоимость работ по основным направлениям обращения с РАО, ОЯТ и выводом объектов из эксплуатации. Например, в 2009 году стоимость реабилитации одного квадратного метра радиационно-загрязненных территорий составляла 8 тысяч рублей, а в 2013 году аналогичную работу мы выполняем за 2 тысячи.

В 2013 году выполнены все планы и обязательства по объектам «наследия». Отдельно можно отметить, ввод в эксплуатацию первой очереди ПЗРО на территории Уральского электрохимического комбината объемом 20 тысяч куб. м3. С российских АЭС вывезено и размещено на централизованное хранение на ФГУП «ГХК» 264 ОТВС реакторов ВВЭР-1000 и 1701 ОТВС реакторов РБМК. Увеличен вывоз ОЯТ с российских площадок исследовательских реакторов на переработку на ФГУП «ПО Маяк»: вывезено 34 тонны топлива и почти 32 переработано.

– В 2013 году создан Дивизион заключительной стадии жизненного цикла. В чем заключаются его основные задачи?

– Перед Дивизионом поставлены две глобальные задачи. Первая – обеспечить для государства максимальную экономическую и экологическую эффективность решения проблем «ядерного наследия». Для этого нам нужно не только создать масштабные промышленные мощности и производства по переработке отработавшего топлива и отходов и выводу объектов из эксплуатации, но и реализовать такие производственно-технологические решения и технологии, которые обеспечат конкурентоспособность наших услуг по цене и качеству по сравнению с существующими зарубежными аналогами. В настоящее время реализуются комплексные программы повышения эффективности предприятий Дивизиона, нацеленные на снижение затрат, развитие технологий с целью снижения стоимости, освоение новых продуктов и услуг.

Вторая глобальная задача – развитие коммерческой деятельности, причем не только внутри страны, но и на зарубежных рынках. В стратегии Дивизиона представлена программа роста объемов коммерческой выручки за счет выхода на международные рынки.

– Каковы планы работ на 2014 год и среднесрочную перспективу?

– Ключевая задача следующего года – подготовить концепцию новой целевой программы по решению проблем «наследия» на период до 2025 года. Создание такой программы позволит обеспечить преемственность работ, начатых в 2008-2015 годах, увеличить темпы ликвидации остановленных ядерно и радиационно опасных объектов военных программ прошлых лет, гарантировать безусловное обеспечение экологической, ядерной и радиационной безопасности как приоритетной задачи социально-экономического развития России и обеспечения соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность, закрепленных Конституцией Российской Федерации.

2.7.2.1. Подход к решению проблем «ядерного наследия»

Одним из основных направлений в деятельности по обеспечению ЯРБ является решение проблем «ядерного наследия» предыдущей хозяйственной и оборонной деятельности отрасли. В результате работ по созданию ядерных боеприпасов и эксплуатации АЭС в СССР накоплены большие объемы радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива, которые не были надежно захоронены или утилизированы.

В середине 2000-х годов руководством страны и атомной отрасли было принято решение о невозможности дальнейшего переноса сроков по решению проблем «ядерного наследия». В рамках принятой в 2007 году ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на последовательную ликвидацию «ядерного наследия»

В 2011 году принят Федеральный закон № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который позволил создать законодательную основу для полной ликвидации проблем «ядерного наследия» в долгосрочной перспективе.

В 2012 году Правительством РФ утверждена подпрограмма «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 и на период до 2020 года» (ФЦП ОЯРБ-2) в рамках государственной программы «Развитие энергетического промышленного комплекса РФ».

2.7.2.2. Формирование единой государственной системы обращения с РАО

В рамках реализации Федерального закона «Об обращении с РАО» в России создается Единая государственная система обращения с радиоактивными отходами (ЕГС РАО).

Схема обращения с РАО

Основные результаты 2013 года:

  • подготовлено 17 постановлений Правительства РФ и других нормативных документов, регулирующих отдельные вопросы обращения с РАО;
  • завершены работы ФГУП «РосРАО» по сооружению объектов капитального строительства по государственному оборонному заказу на сумму более 1 млрд руб.;
  • реализован один из ключевых этапов создания Единой государственной системы обращения с РАО – разработка предприятиями отрасли локальных стратегий обращения с РАО;
  • выполнена оценка безопасности практики обращения с ЖРО путем закачки в глубокие скважины на соответствие требованиям стандартов безопасности МАГАТЭ. По мнению экспертов МАГАТЭ, результаты оценки в целом являются позитивными;
  • начаты работы по первичной регистрации РАО (срок окончания – 2014 год) в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 25.07.2012 № 767, проведена первичная регистрация РАО в 44 организациях;
  • введена в эксплуатацию первая очередь ПЗРО на территории ОАО «Уральский электрохимический комбинат» объемом 20 тыс. м3;
  • создан специальный резервный фонд № 5 в Госкорпорации «Росатом», предназначенный для финансирования расходов на захоронение РАО в соответствии с ФЗ-190 «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;
  • начата реализация инвестиционной программы Национального оператора по обращению с РАО – проектирование и строительство пунктов захоронения РАО.

Накопленные РАО на 31.12.2013

Категории РАО ТРО, млн т ЖРО, млн м3
Низкоактивные отходы 73,668 426,01
Среднеактивные отходы 0,608 2,097
Высокоактивные отходы 0,0137 0,105
Итого 74,2897 428,212

Образованные РАО на 31.12.2013

Категории РАО ТРО, млн т ЖРО, млн м3
Низкоактивные отходы 1,168 0,59
Среднеактивные отходы 0,009 0,057
Высокоактивные отходы 0,0007 0,07
Итого 1,1777 0,717

Результативность работ по обращению с РАО в 2013 году

Целевой показатель 2013-план нарастающим итогом 2013-факт
Ввод в эксплуатацию мощностей хранилищ РАО, тыс. т 35 101 %
Активность РАО, переведенных в безопасное состояние, 1018 Бк 11 226 %

Создание пунктов окончательного размещения радиоактивных отходов

Частью работ по развертыванию ЕГС РАО является разработка «Схемы территориального планирования в области энергетики в части размещения объектов захоронения радиоактивных отходов». Схема предусматривает размещение объектов окончательной изоляции в 17 субъектах РФ. Емкость каждого пункта захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО) федерального значения – не менее 100 тыс. м3.

В 2013 году выполнен анализ размещения первоочередных площадок, после чего количество объектов окончательной изоляции федерального значения сократилось почти в три раза (изначально предусматривалось размещение 30 объектов в 17 субъектах РФ).

Согласно распоряжению Правительства РФ от 11.11.2013 № 2084р «Об утверждении схемы территориального планирования РФ в области энергетики», в нее вошли пункт захоронения РАО низкой и средней активности (г. Сосновый Бор, Ленинградская область) и полигон глубинного захоронения ЖРО «Северный» (г.Железногорск, Красноярский край).

Проведены общественные слушания по предварительным материалам оценки воздействия на окружающую среду с положительным результатом по пункту захоронения РАО низкого и среднего уровня активности в районе расположения Ленинградского отделения филиала «Северо-Западного территориального округа ФГУП «РосРАО».

2.7.2.3. Обращение с ОЯТ

В течение 2013 года мировой парк АЭС дополнительно произвел отработавшее топливо в объеме 10 000 т тяжелого металла (тТМ). В итоге общий совокупный объем отработавшего топлива, выгруженного из реакторов, составил приблизительно 370 500 тТМ.

В России на 01.01.2014 общий объем накопленного ОЯТ составил около 24,2 т ОЯТ. В хранилищах ОЯТ на АЭС находится 16 454 т ОЯТ, в том числе 14 259 т ОЯТ реакторов РБМК.

Основные результаты 2013 года:

  • вывезено с АЭС России и размещено на централизованное «мокрое» хранение на ФГУП «ГХК» 264 ОТВС ВВЭР-1000;
  • продолжено строительство «сухого» камерного хранилища для ОЯТ ВВЭР-1000 и ОЯТ РБМК-1000 (полное развитие) со сроком ввода – 2015 год. Вывезено с Ленинградской АЭС и размещено на централизованное сухое хранение 1701 ОТВС РБМК в пущенном в эксплуатацию в 2011 г. на ФГУП «ГХК» пусковом комплексе «сухого» хранилища;
  • ввезено на переработку на ФГУП «ПО «Маяк» 179,247 т (включая ОЯТ АЭС, ИР, ТСУ), в том числе с российских площадок 102,96 т, переработано 155,4 т ОЯТ. Увеличен вывоз ОЯТ с российских площадок исследовательских реакторов на переработку на ФГУП «ПО Маяк» (вывезено 34,06 т ОЯТ ИР, переработано 31,715 т);
  • проведены предпроектные работы по созданию комплекса подготовки ОЯТ реакторной установки ЭГП-6 Билибинской АЭС к вывозу на переработку. Разработана и утверждена Приказом Госкорпорации «Росатом» «Программа обеспечения вывоза ОЯТ Билибинской АЭС и переработки его на ФГУП «ПО «Маяк»;
  • ввезено 114 кг ОЯТ ИР из Чехии, Вьетнама и Венгрии в рамках российско-американского соглашения о репатриации высокообогащенного ОЯТ;

Количество ОТВС, вывезенных на объекты централизованного обращения с ОЯТ, шт.

Динамика накопленного ОЯТ РУ ВВЭР-1000+РБМК-1000

Результаты 2013 года по созданию инфраструктуры обращения с ОЯТ

Целевой показатель 2013-план нарастающим итогом 2013-факт
Ввод в эксплуатацию мощностей хранилищ ОЯТ, тыс. т 16,7 16,7
Освобождение мест хранения ОЯТ с целью повышения безопасности объектов временного размещения, шт. ОТВС 13 374 13 775

2.7.2.4. Развитие системы вывода из эксплуатации ЯРОО и решение проблем «ядерного наследия» в области ВЭ ЯРОО

Результаты 2013 года:

  • проведена оценка стоимости работ по ВЭ ЯРОО по состоянию на конец 2013 года;
  • в рамках реализации проекта P-BS1-1: «Создание корпоративного уровня отраслевой информационной системы вывода из эксплуатации ЯРОО» разработаны концептуальный и технический проекты системы;
  • разработана методика ранжирования выводимых из эксплуатации ЯРОО по степени их потенциальной опасности;
  • проведены два отраслевых семинара по вопросам создания отраслевой системы ВЭ, круглые столы по проблемам разработки проектно-сметной документации на ВЭ ЯРОО и по проблемам нормативно-правового регулирования в области ВЭ ЯРОО;
  • в Правительство РФ направлены предложения по вопросам создания и ведения государственного реестра окончательно остановленных объектов использования атомной энергии.

Всего за период с 2008 по 2013 год выведены из эксплуатации 22 ядерно и радиационно опасных объекта, в том числе один - в 2013 году.

2.7.2.5. Утилизация атомных подводных лодок

В 2013 году продолжены работы по повышению безопасности береговых технических баз, где осуществляется временное хранение ОЯТ и РАО АПЛ и надводных кораблей с ЯЭУ, в том числе:

  • переработано 415 м3 ЖРО;
  • размещено на временное хранение 1032,6 м3 ТРО;
  • вывезено ~ 240 м3 ТРО с бывшей береговой технической базы в губе Андреева на накопительную площадку в губе Сайда;
  • вывезено на переработку на ФГУП «ПО «Маяк» 2 эшелона с ОЯТ, в том числе 1 эшелон из Мурманской области за счет средств международной технической помощи;
  • размещено на долговременное хранение 11 одноотсечных блоков реакторных отсеков, утилизированных АПЛ;
  • продолжено строительство Пункта долговременного хранения реакторных отсеков утилизируемых АПЛ на мысе Устричный (Приморский край);
  • завершено строительство комплекса по переработке ЖРО в рамках первой очереди реконструкции береговой технической базы в бухте Сысоева (Приморский край) для обеспечения экологической безопасности.

2.7.2.6. Демонтаж и утилизация радиоизотопных термоэлектрических генераторов

Демонтаж и утилизация радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ) – одно из приоритетных направлений деятельности по снижению потенциальной радиологической угрозы.

К 31.12.2013 за счет средств государственного бюджета РФ и технической помощи США, Норвегии, Финляндии, Канады и Франции выведено из эксплуатации 988 РИТЭГ, из них 56 РИТЭГ выведены из эксплуатации в 2013 году.





Предыдущая
страница
 
Следующая
страница