Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"

English version




Управление закупочной деятельностью


 РОСАТОМ » Эффективность управления капиталами » Управление производственным капиталом » Управление закупочной деятельностью



Роман Зимонас
Директор по закупкам – директор Департамента методологии и организации закупок

– Система закупок Госкорпорации «Росатом» неоднократно высоко оценивалась и Правительством РФ, и экспертным сообществом. По Вашему мнению, какие элементы системы закупок обеспечивают этот успех? И какую роль в системе закупок играет реализация принципа прозрачности?

– В своей работе мы ориентируемся на шесть основных принципов: соответствие законодательству и базовым принципам организации бизнеса, высокие требования к качеству продукции и оптимальность стоимости, прозрачность деятельности и использование антикоррупционных механизмов. Все перечисленные принципы являются взаимосвязанными элементами системы закупок, которые в совокупности позволяют достигать оптимизации расходования ресурсов и максимального экономического эффекта. Например, информационная открытость закупочной деятельности позволила поставщикам стать главными контролерами закупок атомной отрасли и принимать активное участие в совершенствовании системы.

Особое внимание мы уделяем вопросам контроля качества продукции, что продиктовано отраслевыми особенностями. При особо важных закупках мы предъявляем к нашим поставщикам требования о наличии разрешительных документов, материально-технических и кадровых ресурсов, также запрашиваем информацию об опыте аналогичных работ или поставок.

В соответствии с «Дорожной картой» мероприятий по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с госучастием 18 % закупок госкомпаний в 2015 году должны приходиться на долю малого и среднего бизнеса. Каким образом это отразится на закупочной деятельности, учитывая, что многие товары, необходимые для нужд Корпорации, – это сложное оборудование, производство которого требует значительных инвестиций, которыми предприятия малого и среднего бизнеса располагают далеко не всегда?

Среди потребностей предприятий атомной отрасли есть как сложное капиталоемкое оборудование, так и продукция для обеспечения хозяйственной деятельности предприятий. Госкорпорация уже приступила к реализации мер «Дорожной карты» с учетом отраслевой специфики. Мы приняли ряд решений, которые позволят нам безболезненно развивать взаимодействие с небольшими компаниями. Например, сформирован перечень продукции, предназначенный для закупки только у представителей малого и среднего бизнеса. Перечень был составлен на основе данных предприятий Росатома, которые уже сейчас предпочитают закупать определенные товары и услуги у небольших организаций. На сегодняшний день он содержит порядка 900 позиций, но этот список не является окончательным и будет корректироваться в соответствии с потребностями наших предприятий. С вступлением в силу правительственного постановления, устанавливающего правила участия субъектов малого и среднего бизнеса в закупках госкомпаний, опубликованные на сайте позиции станут обязательными для закупки у представителей малого и среднего бизнеса.

– В каком направлении будет развиваться закупочная система Госкорпорации «Росатом» в 2014 году и в среднесрочной перспективе?

– Мы приступили к реализации проекта по управлению консолидированными потребностями предприятий отрасли. Я считаю это основной задачей 2014 года. Мы начали укрупнять заказы сложного, часто приобретаемого оборудования и материалов для атомной отрасли, а также приступили к переходу на заключение долгосрочных договоров. Это позволит зафиксировать цены на долгосрочный период, унифицировать технические характеристики приобретаемой продукции, осуществлять повышенный контроль качества продукции прямо в процессе производства, обеспечивать поставки «точно вовремя» и снижать неэффективные запасы на складах наших предприятий. Укрупнение заказов также поможет значительно уменьшить их количество, что, в свою очередь, оптимизирует расходы на организацию системы закупок и снизит риски обжалования процедур.

Механизмы повышения открытости и прозрачности закупочной деятельности

Развитие системы закупок атомной отрасли осуществляется в соответствии с тремя основными принципами: соблюдения законности, повышения качества закупаемой продукции, а также обеспечения открытости и информационной прозрачности процесса закупочной деятельности.

Основной документ, регламентирующий закупочную деятельность Госкорпорации «Росатом»: Единый отраслевой стандарт закупок (ЕОСЗ) (Положение о закупке).
Органы управления и контроля:
  • Центральная закупочная комиссия Госкорпорации «Росатом»,
  • Департамент внутреннего контроля и аудита Госкорпорации «Росатом»,
  • Центральный арбитражный комитет Госкорпорации «Росатом» и арбитражные комитеты дивизионов,
  • Контрольный комитет.

Сайт закупок Госкорпорации «Росатом»:
www.zakupki.rosatom.ru

Основные результаты 2013 года

Выполнение программы закупок

В 2013 году за счет собственных средств Госкорпорации «Росатом» и ее организаций в соответствии с Годовой программой закупок планировалось проведение 37 366 конкурентных закупок, было проведено конкурентных закупок 36 156 на общую сумму 379 млрд руб., достигнута экономия в размере 20,3 млрд руб. (6,7 % от суммы конкурентных закупок).

В 2013 году за счет средств федерального бюджета Госкорпорации «Росатом» с Годовой программой закупок планировалось проведение 906 конкурентных закупок, было проведено конкурентных закупок 906 на общую сумму 130,5 млрд руб., эффективность от закупочной деятельности составила 1,7 млрд руб. (3,4 % от суммы конкурентных закупок).

В 2013 году достигнуто снижение затрат на приобретение товаров (работ, услуг) в расчете на единицу продукции на 10 % в год в рамках исполнения поручения Правительства РФ от 15.08.2011 № ИШ-П13-5809. Фактическое значение показателя снижения затрат составило 11,29 %.

Табл. Объем конкурентных закупок Госкорпорации «Росатом» и общая экономия средств, млрд руб.*

Тип закупок 2011 2012 2013
Общая сумма открытого конкурентного размещения закупок, в том числе: 454,5 389,0 509,5
за счет собственных средств Госкорпорации «Росатом» 418,3 313,0 379,0
за счет средств федерального бюджета 36,2 76,0 130,5
Общая экономия средств, в том числе: 31,5 (6,9 %) 20,0 (5,1 %) 22,0 (6,2 %)
экономия собственных средств (% от общей суммы конкурентного размещения) 27,92 (6,7 %) 18,0 (5,8 %) 20,3 (6,7 %)
эффективность от размещения заказа за счет средств федерального бюджета (% от общей суммы конкурентного размещения) 3,58 (10,1 %) 2,0 (2,6 %) 1,7 (3,4 %)

Доля открытых проведенных закупочных процедур по Корпорации и ее организациям составила 93,3 % (КПЭ 2013 года).
Выполнение программы закупок в части государственных заданий составило 100 % (КПЭ 2013 года).

Переход на федеральную контрактную систему

В рамках перехода на Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» проведены следующие работы:

  • реализован совместный пилотный проект Госкорпорации «Росатом» и НИУ ВШЭ по апробации инструментов контрактной системы на примере реальных закупочных процедур предприятий атомной отрасли. По итогам проекта разработаны предложения к соответствующим подзаконным актам 44-ФЗ и направлено 12 предложений в проекты постановлений;
  • планы-графики закупок на средства федерального бюджета в соответствии с новыми правилами трехлетнего планирования размещены в открытом разделе на сайте www.zakupki.rosatom.ru;
  • автоматизирован и внедрен функционал формирования и согласования планов закупок и планов-графиков закупок и функционал подготовки и проведения закупок в соответствии с законом 44-ФЗ «О контрактной системе».

По итогам 2013 года директор по закупкам Госкорпорации «Росатом» Роман Зимонас стал победителем Ежегодной премии «Комплаенс– 2013» в номинации «Лучший комплаенс-менеджер по противодействию коррупции» с формулировкой «За построение эффективной системы внутреннего контроля за недопущением нарушений антикоррупционного законодательства с учетом лучших практик». Организатор премии – компания ICS.

Расширение доступа малого и среднего бизнеса к закупочным процедурам

Обеспечено выполнение положений плана мероприятий («Дорожная карта») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 29.05.2013 № 867-р:

  • консолидирована информация о контрагентах – субъектах малого и среднего предпринимательства, осуществляющих поставки на предприятия атомной отрасли. В 2013 году доля малого и среднего бизнеса в общих закупках для нужд предприятий атомной отрасли составила ~ 11 %;
  • в целях упрощения доступа участия в закупках субъектов МСП внесены изменения в Единый отраслевой стандарт закупок (Положение о закупке) в части установления преференций субъектам МСП, предусматривающие предоставление выбора способа обеспечения, установления срока оплаты по договору, срока возврата обеспечения заявок, срока заключения договора, установления возможности факторинга;
  • реализована функциональность сбора информации о закупках у субъектов МСП в Единой отраслевой системе управления закупочной деятельностью, также доработана функциональность аккредитации участников, являющихся субъектом МСП на ЭТП.

Деятельность Госкорпорации «Росатом» по управлению закупками получила признание экспертного сообщества:

  • Госкорпорация «Росатом» возглавила рейтинг качества управления закупочной деятельностью государственных корпораций и компаний с государственным участием 2012 года, разработанный рейтинговым агентством «Эксперт РА» по заказу Национальной ассоциации институтов закупки;
  • Госкорпорация «Росатом» заняла лидирующую позицию в рейтинге «Прозрачности госкорпораций», разработанном Центром антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Россия»;
  • Госкорпорация «Росатом» заняла второе место в «Национальном рейтинге прозрачности закупок-2013».

Закупки у местных поставщиков

Для внутриотраслевых поставщиков и производителей, выпускающих стратегически важную продукцию для развития отрасли с 2011 года действует упрощенный порядок получения заказов. Перечень таких товаров с указанием производителей и поставщиков размещен в открытом доступе на сайте Госкорпорации «Росатом». Доля закупок у местных поставщиков в существенных регионах деятельности организаций превышает 50 % от всего объема закупаемой продукции. Объем закупок продукции отечественных производителей и поставщиков в целом по отрасли превышает 80 %.

Местные (отечественные) поставщики – юридические и физические лица, наиболее близко расположенные к заказчику (с целью минимизации затрат на доставку продукции и перебазированию техники и ресурсов) и обеспечивающие компанию-заказчика материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров и услуг.

По итогам исполнения годовой программы закупок договоры заключены с 17 874 контрагентами, 99,2 % из которых зарегистрированы на территории России и расположены преимущественно в европейской части.

Планы на 2014 год и среднесрочную перспективу:

  • выполнение требований Плана мероприятий по ограничению конечной стоимости товаров и услуг инфраструктурных компаний при сохранении их финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности Правительства РФ от 11.11.2013;
  • выполнение положений плана мероприятий («Дорожная карта») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 29.09.2013, в том числе:
    • достижение 10 % доли закупок у МСП (от заключенных договоров),
    • создание совещательного органа,
    • создание системы «одного окна» для внедрения инновационной продукции,
    • выделение на закупки инновационной продукции не менее 20% в годовом объеме закупок,
    • разработка методики определения жизненного цикла продукции и критериев оценки стоимости жизненного цикла;
  • внедрение категорийного управления материально-техническим обеспечением в 48 организациях Госкорпорации «Росатом», объем закупок материально-технических ресурсов и оборудования (МТРиО) которых составляет не менее 80 % общей годовой программы закупок МТРиО предприятий, присоединившихся к ЕОСЗ, в том числе:
    • выделение категорий МТРиО, разработка стратегий с целью получения эффекта в снижении уровня цен (снижения темпов роста цен),
    • внедрение долгосрочных стратегий работы с поставщиками в каждой категории,
    • снижение количества процедур закупок путем укрупнения лотов, консолидации заказа для проведения закупки, заключения долгосрочных договоров,
    • стандартизация потребляемой продукции (стандартизация номенклатурных справочников, стандартизация несерийной продукции).




Предыдущая
страница
 
Следующая
страница