Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"

English version




Обращение представителя заинтересованных сторон


 РОСАТОМ » Введение » Обращение представителя заинтересованных сторон



Елена Анатольевна Панфилова
Председатель Правления АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Р»


Уважаемые коллеги!

Своё обращение я бы хотела начать с нескольких вопросов. Зачем Госкорпорации прозрачность? Зачем заботиться о раскрытии информации? Зачем вообще обращать внимание на мнение общества? Казалось бы, это такие простые вопросы, но ответ на них, к сожалению, по-прежнему не всегда очевиден очень многим в нашей стране. Более того, многим гражданам кажется, что деятельность органов власти, да и большинства государственных корпораций и компаний в принципе их не касается, поскольку не затрагивает их повседневный быт. Значительное число чиновников и лиц, управляющих общественными ресурсами, в свою очередь, полагает, что повышение прозрачности деятельности – лишние хлопоты и бессмысленная суета.

Опыт Госкорпорации «Росатом» показывает, что это не совсем так. Вернее, совсем не так.

Тот путь сотрудничества, который проделала наша органзация Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Р» и Росатом вовсе не был простым и лёгким. Вспоминая сегодня первые опыты нашего независимого мониторинга системы закупок Корпорации, опыты формулирования первых рекомендаций по повышению их эффективности и прозрачности, первые контакты и трудные дискуссии, кажется, что вся эта история была обречена скорее на то, чтобы остаться одиночным проектом без всякого практического применения и развития. Но встреча за встречей, беседа за беседой, через пробы и ошибки, через споры и совместные открытия мы проделали длинный сложный путь к тому, чтобы научиться говорить на одном языке и двигаться в общем направлении. Так редко бывает, и тем ценнее этот опыт. Особенно, если этот опыт приводит к серьёзной экономии средств: только в 2013 году в системе закупок Госкорпорации «Росатом» была достигнута экономия свыше 20 млрд рублей.

В 2013 году Совет по прозрачности Госкорпорации «Росатом» работал по следующим направлениям:

  • Повышение прозрачности процесса реструктуризации непрофильных активов (разработаны процедуры «конкурентных переговоров» и внешней независимой оценки);
  • разработка механизмов повышения эффективности общественного контроля в системе управления собственностью (проведён общественный контроль за конкурентными закупочными процедурами);
  • создание системы комплаенс в Корпорации (разработан и внедрён план-график развития комплаенс-функции);
  • создание системы контроля за конфликтом интересов в закупках (разработаны и внедрены механизмы декларирования и разрешения конфликта интересов в закупочной деятельности);
  • проведение пилотной апробации инструментов закупок с применением механизмов и инструментов Контрактной системы (осуществлен мониторинг и оценка повышения эффективности закупок в рамках применения Контрактной системы; разработаны рекомендации по доработке и уточнению законодательства).

Совет по повышению прозрачности деятельности Госкорпорации «Росатом» рассмотрел множество вопросов: от проведения аудита, в том числе антикоррупционного, процедур и практик, до разработки системы контроля за конфликтом интересов лиц, занятых в закупочной деятельности Корпорации. И одно дело, если бы об этом лишь поговорили и забыли. Но в нашем случае практически все предложения членов Совета, инновационные инструменты и методы, например, по повышению прозрачности реструктуризации непрофильных активов или по общественно му контролю в системе управления собственностью, по построению системы качественной и работоспособной системы комплаенс и по многим другим вопросам, в той или иной форме, но практически всегда находили своё воплощение в повседневной деятельности Росатома и его подразделений.

Значит ли, что всё получилось и можно почивать на лаврах? Конечно же, нет. Прозрачность, подотчётность и общественное участие – это не одномоментные действия, а сложный и комплексный процесс, в котором вряд ли возможно достичь совершенства. На повестке дня стоят такие сложные вопросы, как внедрение инструментов контроля за недопущением аффилированности, адаптация и применение новых закупочных механизмов в рамках Контрактной системы, отладка бесперебойного функционирования системы декларирования доходов и имущества значительного числа руководителей и сотрудников Госкорпорации «Росатом». Процесс этот будет трудным, но, безусловно, интересным и крайне полезным не только для Росатома, но и для всей нашей страны. Он будет важным, как важен опыт всех первопроходцев и инноваторов.

И именно о таком опыте можно прочитать в данном Отчёте.





Предыдущая
страница
 
Следующая
страница